
Вы имеете полное право быть недовольным. Нет такого закона, в соответствии с которым вы обязаны терпеть собачий лай, никто не может заставить вас игнорировать этот раздражающий шум. Вне зависимости от размера, вида или породы собаки – у вас есть право на тишину. Почему тогда многие стесняются высказывать собаке свои претензии?
Скажу больше: вы обязаны высказывать собаке свои претензии. Хотя бы для того, чтобы расставить точки над i в вопросах понимания животным норм «социального общежития». Внутренние ориентиры собаки далеко не всегда совпадают с теми правилами, которые установлены в нашем мире, из-за чего её поведение может создать и ей, и окружающим серьезные сложности.
У вас есть дети? Вспомните, как вы гордились своим ребёнком, когда он наконец решился дать отпор обидчику, который долгое время его доставал – неважно, расквасил ли нос или просто сказал что-то, что заставило наглеца замолчать. Даже если вы прекрасно понимали, что насилие это не путь, внутри всё равно мелькало что-то типа «Молодец, вот давно бы так!».
Мы так устроены - когда наш ребёнок проявляет свою силу, физическую или моральную, это воспринимается нами почти как обряд инициации, знаменующий вступление во взрослую жизнь. Недаром во многих культурах такого рода события строго ритуализованы и прочно вписаны в социальную жизнь – во многих, кроме тех, что считаются «современными и развитыми». Думаю, ритуальные бои на мечах были бы куда лучше школьных драк.
Впрочем, речь не об этом. Если кому-то кажется, что я ушел в далекие дебри, то смею уверить – это совсем не так. Наши собаки давно перестали быть «просто собаками» и всё больше воспринимаются как члены семьи, в эмоциональном плане стоящими где-то рядом с нашими детьми или внуками. Мы приписываем собакам «детские» атрибуты, что нередко приводит к серьезным ошибкам – животные нас не понимают или понимают неправильно.
Маленький пёс (да ещё и будучи щенком) с гордым видом облаивает дверь, за которой шуршат пакетами возвращающиеся с работы соседи – а его владелец искренне радуется: вот, молодчинка, настоящий охранник! Малыш тявкает на большую собаку, наклонившуюся, чтобы его обнюхать – а тот, кто определяет нормы поведения, раздувается от гордости: ого, да он может за себя постоять! Нужно что-то объяснять?
Собака воспринимает наши посылы буквально. У нас нет шанса объяснить ей, как ребенку, что сейчас разбитый обидчику нос это тактически верное решение, но опираться на стратегию силы в целом нельзя. Собаки прямолинейны, они считывают информацию, принимают за чистую монету (плохо-хорошо) наши оценки и включают их в свод правил.
Если «значимый человек» игнорирует или, тем более, говорит с одобрением, значит, так надо делать. Собака прощупывает почву, старается адаптировать свои внутренние ориентиры под наш мир, и у нее нет другого способа сделать это, кроме как попробовать – вопрос в том, что она услышит в ответ от нас.
Поверьте, совершенно необязательно это должно быть одобрение: собака, как и любое другое социальное существо, готово к тому, что есть разрешения и есть запреты. Нельзя – никаких проблем. Главное, чтобы это на самом деле было нельзя.
Послушайте, как звучит ваш запрет. Вы вообще уверены, что это можно воспринять как запрет? Поставьте себя на место собаки: допустим, вот лично вы, не обладая умениями понимать семантику речи, смогли бы распознать вот в этом вот компоте типа «Джеки, плохой пёс, а ну-ка перестань сейчас же!» строгий и неоднозначный запрет? Я совсем не уверен.
Ну ладно, Бог с ним, с компотом. Самое печальное, что трансляция вашего отношения чаще всего не то, чтобы была непоследовательной – она ужасно нелогична. Вот то, что я вижу едва ли не у каждого клиента, который жалуется на избыточный лай.
Сначала вы говорите спокойным тоном, больше похожим на одобрение – потому что начитались чуши о том, что на собаку нельзя повышать голос. Потом, потерпев фиаско, пытаетесь задобрить (читай: отвлечь) собаку вкусняшкой, типа, поощряя ее правильное поведение (какое и где, спрашивается). А через пять минут, когда понимаете, что мозг уже разрывается от лая, орёте благим матом, наплевав на советы и здравый смысл.
Где логика? Включите голову, наконец – вы же люди с развитым абстрактным мышлением, способные ставить себя на место другого: в ответ на одно и то же своё поведение собака сначала видит вашу позитивную реакцию, потом получает от вас же поощрение, затем вдруг ощущает резкий всплеск негатива. Как это согласуется с последовательным и гуманным подходом к воспитанию?
В глазах собаки вы выглядите как не очень умный начальник-самодур, который, как в известном выражении «стой там – иди сюда» сам не знает, чего хочет. Подумайте, вам было бы комфортно работать, если бы он, дав задание, заходил к вам в кабинет по десять раз на дню, и каждый раз вы бы не знали, чем ознаменуется его приход – диким разносом или обещанием премии.
Думаю, излишне говорить, какой стресс вызывает у собаки такая ваша непоследовательность. Гуманное отношение, говорите? Нельзя повышать голос, да? А заставлять собаку нервничать из-за того, что она, адресуя вам свой лай (да, вы же помните, что лай – это сигнал человеку), не знает, какую реакцию получит в ответ – нормально?
Не будьте как дурацкий начальник. Всегда расставляйте точки над i, четко обозначая своё отношение к тому, что делает собака. Не бойтесь обидеть свою собаку – она готова к запретам. Вы должны и имеете право объяснять собаке правила поведения. Помните: любая, самая несовершенная, но последовательная стратегия гораздо лучше абсолютно гуманной, но непоследовательной.
Свежие комментарии